Методические рекомендации по сбору этнографического материала

Методический отдел

«Юргамышский РДК»

п. Юргамыш, 2017

Методические рекомендации по сбору этнографического материала

     Одним из сложных и в то же время информативных способов получения этнографического материала является опрос. У начинающих собирателей опрос вызывает, как правило, большие затруднения. Собиратель должен знать, что он спросит в следующий момент, помнить, что уже рассказал информатор. Он должен уметь ставить вопрос и слушать ответ. Качественное ведение беседы зависит и от степени подготовленности собирателя. Опытные собиратели по этому поводу говорят так: «Что знаешь - то спросишь, что спросишь - то узнаешь». Степень подготовленности собирателя зависит от знаний, полученных от изучения литературы по заданной теме, а также от составленной программы или опросника, которыми пользуются в качестве рабочего инструмента. Это схема, на основе которой строится беседа. Можно в любой момент заглянуть в программу и выяснить, какие вопросы или темы не получили освещения в ходе беседы по той или иной проблематике. На основе программы для удобства пользования можно разработать и конкретные вопросники по определенной теме. Ход беседы с информатором строится обычно по следующему плану: 1. Знакомство с информатором, в процессе которого собиратель точно обозначает цель своего прихода. 

     Начальный этап знакомства самый сложный, ведь с первых минут закладываются основы дальнейшего общения. Важно заинтересоваться человеком и заинтересовать его в беседе с тобой. Для большего доверия можно отметить, с кем в селении вы уже беседовали, кто посоветовал вам встретиться с информатором. Часто возникают ситуации, в которых человек отказывается вести беседу, ссылаясь на то, что он ничего не знает. Обычно в этом случае нужно объяснить, что о прошлой жизни информатор знает гораздо больше, нежели молодое поколение, а чтобы ему легче было вспомнить, вы будете задавать наводящие вопросы. 4 2. Запись биографических сведений.

     На следующем этапе беседы выясняется имя, отчество, фамилия, год рождения информатора. Необходимо также получить информацию о месте рождения, образовании, национальной принадлежности, вероисповедании, о переездах на новые места жительства. Эти сведения желательно выяснить в ходе беседы. Узнать место рождения и переезды необходимо потому, что в одном местности вы можете встретить уроженцев другого района, области или даже страны. Расспрашивать их о местной культуре зачастую не имеет смысла. Кроме того, в съезжих селах традиции окрестных деревень могут существенным образом отличаться друг от друга. 3. Разговор на тему исследования. Беседа с информатором ведется в произвольной форме. Существуют лишь некоторые особенности постановки вопросов. Очень часто вопрос может спрогнозировать ответ, предложенный термин может быть воспринят информатором и выдан в дальнейшем как местный. Поэтому сначала необходимо формулировать нейтральный, предельно общий вопрос, а затем уточнять детали. Так при опросе о святочной обрядности можно задать вопрос: «А ряжеными у вас ходили?» После рассказа информатора можно поставить другие вопросы: «А еще кем рядились?» «А как у вас называли ряженых?» После полученных ответов можно еще детальнее уточнить особенности местного ряженья, например, попросить подробнее рассказать о том, как рядиться медведем, что ряженый медведь делает, зайдя в дом.

     В последний момент следует задавать конкретные вопросы: «А не называли ли у вас ряженых шуликанами?», «Рядились ли у вас в козу?» Только по одному обряду «Ряженье», беседу с информатором можно вести около часа и задать уточняющие вопросу по рассказу. В случае, если информатор затрудняется ответить на вопрос, исследователь, чтобы не прерывать беседу, должен привести конкретный пример. Фраза при этом может быть построена таким образом: «Вот в соседнем селе на Иванов день новым веником парились. А в нашем селе так не делают?» Такая постановка вопроса не ставит информатора в затруднительное положение даже при отрицательном ответе.

     Важно представлять себе и хронологические рамки получаемой информации и постоянно их уточнять. Так, например, весь обширный комплекс материалов по календарной обрядности можно условно разделить на две группы. Первая группа включает названия и эпитеты праздников и обрядов, пословицы, поговорки, приметы, запреты, связанные с праздниками или почитаемыми днями. Эволюция подобного рода представлений протекает крайне медленно, поэтому их фиксация часто не зависит от возраста носителей. Вторую группу материалов народного календаря составляют собственно обрядовые действия. При изучении такого рода материалов необходимо учитывать возраст информатора, а при фиксации рассказа - четко констатировать временную приуроченность. Кроме того, необходимо по возможности проследить изменение обрядности, которое происходило на памяти информатора. Сложность сбора подобного рода материала требует большой теоретической и практической подготовленности собирателя.

     В ходе беседы возможны и «лирические отступления», рассказы о жизни, однако исследователь должен всегда держать нить разговора, чтобы разговор не перешел на другую тему. 

     Запись беседы. Вести опрос проще вдвоем. При этом один спрашивает, а второй записывает. Весь ход беседы необходимо фиксировать полностью. Оптимальным вариантом является запись на диктофон с последующей ее расшифровкой. Однако, иногда это бывает труднодостижимо. 

     В другом варианте на диктофон фиксируются только фрагменты разговора, наиболее полные тексты, развернутый рассказ, фольклорные произведения. 

     При записи в тетрадь необходимо стараться как можно полнее, словами информатора фиксировать полученную информацию, отмечая при этом и характерные диалектные особенности. 

     Часто необходимо фиксировать и вопросы исследователя, так как от некоторых из них зависит характер ответа информатора. При разговоре с несколькими информаторами принадлежность реплик обозначается инициалами или его порядковым номером в начале записи. 

     Фиксация этнографических материалов подразумевает описание предметов и явлений, копирование, рисование, снятие планов, кроя, составление схем, а также фото- и видеосъемку. Часто все эти приемы, наряду с получением информации при опросе, применяются в комплексе. Обычно так поступают, например, при работе по традиционному костюму. Если у вас в руках находится предмет традиционного костюма, путем описания вы фиксируете материал, из которого изготовлена, например, рубаха, особенности кроя, цвет, описываете ее орнаментацию, устанавливаете технологии, какими изготовлен холст или орнаментирована рубаха.

     В процессе опроса выясняется местное название, обозначение отдельных деталей, особенности раскроя, время бытования, а также в комплекте с какими предметами и когда надевалась рубаха. Затем рисуется схема раскроя рубахи, а после этого производится фото или видеосъемка. Планы и схемы целесообразно рисовать при проведении исследования поселений, усадьбы и жилища. Фотографировать можно все: жилые и хозяйственные постройки, интерьер избы, предметы быта, костюм, а также основные моменты обрядовой культуры. Есть определенные принципы съемки на фотоаппарат этнографических предметов. Как правило, сначала крупным планом фотографируют весь объект, например, крестьянскую усадьбу (с фасада, с боку, сзади). Затем производят фотографирование отдельных ее элементов: амбаров, жилища, погреба, хозяйственного двора. Следующим планом снимают отдельные архитектурные конструкции, элементы декора, другие интересные детали. 

     Так же следует фиксировать и народный костюм. Сначала нужно снять костюм со всех сторон в полный рост (вид спереди, вид сзади, вид сбоку), а затем сфотографировать его отдельные элементы. Наиболее частой ошибкой начинающих этнографов является присутствие на фотографии посторонних, ненужных предметов, часто совершенно из другой эпохи, неподходящий фон (например, если вы снимаете деревянную посуду, которой уже не пользуются более пятидесяти лет на столе с современной клеенкой). В реальной действительности эти вещи практически никогда не сочетались. Если вы фотографируете народный костюм, 7 проследите, чтобы была соблюдена его комплектность, чтобы из- под традиционного головного убора не выставлялась современная окрашенная челка, а на ногах не были надеты кроссовки. Это нарушает не только эстетику народного костюма, но и ставит под вопрос достоверность собранной вами информации. Эти особенности следует учитывать, если вы фотографируете предметы, вышедшие из повседневного употребления, а не в реальных формах бытования, в том числе и современных.

     Собирателю-этнографу следует знать некоторые особенности видеосъемки. Во-первых, необходимо заранее продумать, как построить кадр? С какой точки снимать? Как снимать? Во-вторых, никогда не следует забывать, что сам человек, находящийся перед видеокамерой, ведет себя несколько иначе, нежели при простой беседе. Многие боятся съемки и поэтому ведут себя скованно, в некоторых случаях вообще не разрешают включать камеру. Удачные съемки обычно возможны лишь тогда, когда у этнографов установились доверительные отношения с информатором, налажено взаимопонимание. Обычно не следует начинать съемки при первом посещении информатора, в самом начале беседы. В-третьих, всегда встает вопрос о сюжете съемки: «Что снимать?» Конечно, в первую очередь следует снимать действие. Это может быть обряд, процесс изготовления того или иного предмета, сельскохозяйственная работа, танец, пляска, игра. Объектов съемки можно выбрать достаточно много. Часто в качестве объекта съемки может выступать запись беседы с информатором, а также показ или рассказ с показом каких-либо элементов, например, традиционного свадебного обряда. При всем не следует забывать, что основным носителем этнической культуры является человек. Поэтому, если вы снимаете утварь или интерьер дома информатора, то его комментарии по поводу снимаемых предметов необходимы.

     В дальнейшем, уже после завершения исследования, можно бесконечно просматривать сделанные записи и всматриваться в детали, не всегда заметные при первом просмотре. Кроме того, в видеоматериалах запечатлеваются образы уходящей культуры. 

      Расшифровка видеоматериала заключается в составлении реестра на видеозаписи, полном и подробном описании происходящего, снятии текстовой информации. Реконструкция. 

     Многие предметы традиционной культуры вышли из активного бытования, и о них сохраняется лишь устная информация, не утрачены и некоторые навыки и приемы проведения обряда или изготовления того или иного предмета. Если информацию невозможно получить другим путем, целесообразно прибегнуть к реконструкции. Используя этот метод, можно попросить изготовить специально для фиксации обрядовое печенье жаворонки, которое уже не выпекается более 20 лет, но население знает особенности технологии его приготовления. Можно попросить выполнить свадебное древо - курник из репья и крашеных газет. 

     В некоторых случаях можно попытаться и использовать этот метод для реконструкции традиционных обрядов. Сбор предметов для уголков старины. Современное состояние традиционной культуры характеризуется тем, что многие предметы быта, костюма, орудий труда исчезают. Постепенно забывается название и предназначение предмета и тот комплекс знаний, который был с ним связан. При сборе предметов для уголков старины необходимо соблюдение определенных правил и приобретение навыков комплектования. Обычно к предметам, собираемым для коллекций, предъявляют два требования: либо его типичность, либо уникальность. Типичность предмета определяет его широкое распространение, бытование значительного количества подобных вещей. Уникальность, наоборот, подразумевает выявление и собирание нетипичного предмета, встречаемого в единичном количестве. В этом случае необходимо выяснить причину появления этого предмета в огромном массиве однотипных вещей.